Постановка истории болезни
Фото: Марина Меркулова

Фото: Марина Меркулова

Корреспондент «Русской планеты» побывала на предпремьерной репетиции спектакля, в котором играют дети, перенесшие лейкоз

12 октября на сцене первого независимого театра Ростова-на-Дону «18+» покажут премьеру документального благотворительного спектакля «Все еще впереди», главные роли в котором — роли самих себя — играют дети, которым диагностировали лейкоз. Каждый ребенок продолжает наблюдаться у врача, но самая страшная стадия болезни уже позади. В течение года драматурги, режиссеры и актеры театра проводили для детей занятия по актерскому мастерству, сценической речи, пластике, драматургии, пытаясь таким образом вернуть детям желание и способность полноценно жить. Корреспондент «Русской планеты» побывала на репетиции спектакля.

– Вот когда мы первый период прошли, когда нам сказали, что угроза жизни отступила, я взяла ее домой, ну, чтобы мама отоспалась немного, там же все 24 часа не спишь. Ей было четыре годика. И вот я укладываю ее спать, а она меня спрашивает: «Бабуль, а я не умеру?». Я сцепила зубы, прижала ее к себе, глажу по головке: «Нет, солнышко. Мы все силы положим, этого не случится». А она говорит: «Я так не хочу, чтобы вы за мной скучали».

– Бабушка, у меня на глазах слезы!

Актриса переводит дыхание и продолжает дальше читать монолог. Маленькая Вероничка вместе с другими детьми стоит у нее за спиной. Сказав свою фразу, она продолжает тихонько и почти незаметно баловаться. Другим ребятам становится смешно, хотя по сценарию сейчас они должны стоять ровно, не выражая никаких эмоций. Режиссер делает им замечание.

В черных кирпичных стенах театра «18+» почти пусто. Освещена сцена. На ней пять детей и три актера. Рядом режиссер. В небольшом затемненном зале сидит только та самая бабушка, чье письмо-монолог на сцене продолжает читать актриса. У нее на глазах, кажется, тоже слезы, но не те, которые должны быть у Веронички. Бабушка смотрит на детей гордо и с искренним восхищением.

Этот спектакль назван «Все еще впереди» — случайная фраза из детского письма, которое было написано специально для постановки. Он документальный — для его подготовки были использованы те самые письма с яркими впечатлениями детей. Спектакль ставят дети, которые сами перенесли лейкемию, и те, кто видел, как эту болезнь переносят их родные братья и сестры. Несколько месяцев профессиональные педагоги обучали их актерскому мастерству. Уставшие, зажатые дети за это время научились держать себя так, что в них теперь и детей не видно. Они смотрят со сцены взрослым пронзительным взглядом и им незачем играть. Режиссер их поддерживает:

– Запомните: вы испытываете чувство величайшего вдохновения. Вы-то проходили все, о чем говорите, вы знаете, что это и как, а другие — нет. Вы перенесли это, в этом ваша сила. Расскажите о ней по-настоящему!

Закулисье. Фонд

Благотворительный фонд помощи детям с онкогематологическими заболеваниями «Дарина». По светло-зеленому офису разброшены игрушки и расклеены детские рисунки. На этом фоне резко выделяется рабочий стол с большими папками и документами. За ним сидит директор фонда Татьяна Авдеева — красивая темноволосая женщина с большими лучистыми глазами. Спектакль ставят подопечные ее фонда, которых она называет своими детьми.

– Вы знаете, когда только начались репетиции, я разговаривала с актрисой Ольгой Белинской, которая приехала из Санкт-Петербурга и давала уроки нашим детям. Было интересно ее мнение. Она мне тогда призналась, что ее поразила одна деталь: среди детей никто себя не выпячивал, не было заметного лидера, которые обычно образовываются в таких группах. Они сразу стали единым целым коллективом, в котором могли друг друга только дополнять, но не затмевать. Да, до спектакля они как-то пересекались на общих мероприятиях фонда, но не больше. Они не работали вместе. Только на занятиях в «18+» они как будто нашли друг друга и поняли, что друг для друга важны.

Татьяна рассказывает, что раньше дети были тихими и даже безэмоциональными. После какого-нибудь мероприятия было сложно определить, что оно дало им. Как именно произошел перелом, она не заметила. Но точно помнит момент, когда поняла, что дети изменились.

– Мы с детьми стояли на остановке, ждали автобус. И если раньше бы они просто стояли, то теперь я увидела, как они стали играть. Начались какие-то импровизации, одни что-то показывают, другие отгадывают, смеются. Я сразу поняла, что это от театральных занятий. Они начали примерять на себя самые разные образы, и я поразилась. До этого мы в фонде ставили у себя кукольный спектакль. Тяжело было распределять роли — они все воспринимали лично на себя. Никто не хотел быть Бабкой-Ежкой, все хотели быть принцессами. А уже после занятий они начали понимать, что это игра, и перестали ее бояться. Они вообще стали смелее. Мне кажется, это главная заслуга постановки.

– В чем вы еще видите эту смелость?

– Мне показалось, что теперь дети не боятся заявить о себе и о том, что перенесли. Ведь раньше они старались не говорить о своей болезни. В школу приходили — скрывали. Это почему-то воспринималось как нечто постыдное. Не было осознания, что это не их вина, что это с каждым может произойти. А сейчас они ставят документальный спектакль, где честно собираются рассказать о себе и об историях своих болезней людям. Они побороли чуть ли не главный свой внутренний страх.

– Вы же общались с родителями детей фонда, как они вообще относятся к идеям вовлекать детей во все эти мероприятия? Понимают ли они, почему это важно?

– Есть несколько групп родителей. Первые ленивы и не совсем понимают, что и почему важно ребенку. Думают, что вот мы закончили лечение, и все стало хорошо. Мы пытаемся объяснить, что занятия фонда «Дарина», постановка спектакля «18+» — это не наши прихоти, что это детям нужно в первую очередь. Но относятся все равно скептически. То, что дается бесплатно, плохо ценится. Вторая группа родителей сначала приходят к нам, начинают участвовать, дети вроде начинает раскрепощаться. А потом говорят: «Знаете, нам сложно здесь находиться. Мы встречаем тех, кто был рядом с нами в больнице, вспоминаем то время. Это сложно». И уходят, не думая, что в этот момент происходит с ребенком, у которого, по сути, отнимают общение. Третья группа родителей — самая замечательная. С ними легко работать. Они все понимают и их дети совсем другие. Мы же почему решили создать клуб, где будут собираться дети? Понимаете, пока дети в больнице лежат, они не одни. Там есть такие же дети, а, значит, есть и общение. А когда их выписывают, еще год они ходят в дневной стационар и все основное время проводят дома. Обучение проходят дистанционно. Образуется вакуум. То, что делает наш фонд, а сейчас еще и совместно с театром «18+», его заполняет. Нам только нужно, чтобы родители это тоже понимали.

Закулисье. Театр

Главный режиссер театра «18+» Ольга Калашникова рассказывает, что хорошо знакома с Татьяной Авдеевой и давно хотела поработать с детьми «Дарины». Они решили подать грант на программу поддержки частных театров минкульта «Театр + общество» и выиграли.

– В работе над этим проектом есть своя специфика. Некоторые дети продолжали проходить лечение и наши мастер-классы не должны были их утомлять. К тому же, кто-то уже во время обучения отказывался играть. Надо было выбрать такую форму спектакля, чтобы любого участника можно было легко заменить, и суть его не изменилась.

Занятия начались еще в марте и длились с небольшими перерывами на летние каникулы. За это время актерскому мастерству детей обучали педагоги и актеры Виталий Щанников из Москвы, Ольга Белинская из Санкт-Петербурга, Жанна Турчина из Ростова-на-Дону.

– Детей обучали самым разным приемам, из которых мы потом собрали спектакль. Были мастер-классы по контактным импровизациям, которые раскрепощают тело. То, что вы услышите в начале — это теллинг — умение рассказывать истории. Дальше будут письма, в которых сами ребята рассказали о самых ярких воспоминаниях из их жизни. Из них будет видно, что их жизнь — это не одна только болезнь. Кто-то вспоминает первые уроки танцев, кто-то путешествия. Через все эти и «другие» события больница прошла как вспышка.

– С чем именно вам было работать сложнее всего?

– Сложность была в том, что дети по-своему избалованны. В больнице все делали для них, и они несколько разучились общаться с обычными людьми. Еще же и на гормонах сидели. Были случаи, когда после какого-нибудь мелкого замечания кто-нибудь мог буквально взорваться, уйти. Мы все время искали эту грань. И, конечно, относились к этому с пониманием. У нас в спектакле не только дети, которые сами перенесли болезнь. Есть две девочки, у которых болели брат и сестра. Они, во-первых, все это близко видели и тоже очень переживали. А во-вторых, почти не получали внимания и родительской любви, так как родители все силы направляли на лечение больного ребенка. Девочки пришли замкнутыми, и с ними тоже необходимо было работать.

– Как вы собирали материал для спектакля?

– Сам спектакль собрался за три недели. Я брала интервью у всех, кто связан с историей болезни: родителей, родных, врачей. И чем больше занималась этой темой, тем больше поражалась. Знаете, если бы я делала спектакль без детей, он бы получился очень жестким. Это заставило бы сделать то, что я узнала, собирая информацию. Это разные факты: где-то отношение отдельных врачей, где-то уход из семьи отца после выявления диагноза, в целом коррупция системы. Для меня большой вопрос, почему детская медицина в нашей стране платная. Я не хотела, чтобы обо всем этом в спектакле говорили сами дети. В то же время, важно было не скатиться в соплепоток, а сделать искреннюю постановку.

– Что вы хотели дать детям во время работы над спектаклем понятно, а как постановка должна работать со зрителями? Вы хотели привлечь их внимание?

– Главная мысль, которую я хотела донести — это тот факт, что лейкоз лечится. Дети рассказывали мне на интервью, как родители, узнав о диагнозе, падали в обморок прямо в больнице. Кто-то впадал в панику, опускал руки, но это напрасно. Лейкоз лечится, надо это знать и бороться. Эту тему нельзя замалчивать. Спектакль «Все еще впереди» — это такая форма общения между теми, кто знает, что такое лейкоз и всеми остальными. Мне хочется, чтобы люди так учились понимать друг друга. Если раньше на больных детей смотрели с сожалением, то теперь им передают другую энергетику. Именно поэтому мы ставим жизнеутверждающий спектакль.

Сцена

Перерыв между репетициями. Я сижу на краю сцены в окружении взрослых детей и говорю, как восхищаюсь ими. Маленькая Вероничка слышит это и, сидя на шпагате, тоже подтягивается к нам.

– А знаешь, я еще гимнастикой занимаюсь и могу вот так, — весело говорит она и показывает элементы.

– Я вижу, ты большая молодец. Так только профессионалы же умеют.

Вероничка хитро улыбается и вкрадчиво продолжает рассказ.

– А еще… я плаваю! Я на соревнованиях заняла пе-е-ервое место!

Бабушка из зала подсказывает:

– Это в Москве, скажи, было. На международных соревнованиях.

– Ба-буш-ка! — нетерпеливо одергивает ее Вероничка. Она не скромничает, просто хочется как совсем взрослой — все рассказать самой.

– Когда начались занятия, я думала, что мы будем просто обучаться актерскому мастерству. Не ставить спектакль перед зрителями, — смущенно рассказывает Лиза. Другие дети кивают и так же улыбаются.

Вы волнуетесь?

– Немного, — спокойно отвечает Лиза.

– У нас тут просто, видимо, будет настоящий аншлаг, — объясняет Дима. — Мне уже многие сказали, что хотят прийти. Вот нам и волнительно.

Начинается репетиция. Я ухожу со сцены, дети поднимаются и занимают свои места. Вероничка подкрадывается и тихо шепчет:

– А можно я тебя обниму?

Актриса читает со сцены монолог бабушки Веронички.

– …и я привела ее на тренировку и говорю тренеру: «Вы будьте внимательнее к ней, осторожнее». А тренер говорит: «Вы знаете, я в жизни не поверю, что она так болела».

Вероничка звонко смеется и обнимает меня так крепко, что и я не могу поверить в это.

«Перспективы получить назад свои деньги весьма смутные» Далее в рубрике «Перспективы получить назад свои деньги весьма смутные»Ростовский региональный банк «Донинвест» лишился лицензии Читайте в рубрике «Титульная страница» Путин ответилОтветы на самые актуальные вопросы, которые задали президенту, читайте на Русской Планете Путин ответил

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»