«Хорошего человека довели до больницы»
Фото: Владимир Смирнов, ИТАР-ТАСС

Фото: Владимир Смирнов, ИТАР-ТАСС

Корреспондент РП узнала, зачем профессор, школьный преподаватель и студентка работают репетиторами в Ростове

В Москве репетиторы могут заработать в разы больше школьных учителей, в Ростове ситуация обратная: те, кто занимается исключительно репетиторством, получают значительно меньше школьных педагогов. Ростовские репетиторы получают от 300 до 500 рублей за занятие. Стоимость зависит от места проживания ученика, опыта работы репетитора и популярности предмета. Иностранные языки стоят дороже математики, а математика — дороже русского. Чаще всего репетиторами в провинции становятся для того чтобы дать детям дополнительные знания или помочь сдать ЕГЭ. Корреспондент «Русской планеты» узнала, как живут и работают репетиторы в Ростове-на-Дону.

«Мы вроде военных»

Нахаловка, Совхозный, Сельмаш — обычный маршрут Елены — студентки, милой невысокой блондинки, репетитора по математике. Она преподает уже три года.

– Начала репетиторствовать, чтобы прокормиться, — признается Елена. — Жила в общаге и училась на дневном. Хотелось одеваться, есть и покупать себе приятную ерунду. А в Ростове, в отличие от моего родного города Азова, заработать на репетиторстве можно несколько больше. Мы с подругой, будучи еще на первом курсе, сходили и расклеили где могли объявления о наборе учеников. Клеили в основном рядом со школами. Прибавили себе опыта, наврали про возраст. Не сразу, но появились звонки, а потом и заказы. Сейчас стыдно вспомнить.

Мы сидим в кафе. Лена постоянно смотрит на экран телефона, рассчитывая время, чтобы не опоздать на очередное занятие. Моя встреча с ней произошла неожиданно. Так же спонтанно у репетиторов случаются выходные, когда ученик отменяет занятие. График занятий в последние пару месяцев перед ЕГЭ забит до отказа, как и у многих других ее коллег.

– Мне главное не опоздать, а то опять будут проблемы, — сокрушается Елена, нервно проводя пальцем по экрану. — Раньше я могла не прийти, теперь ответственнее стала, наверное, старею. Ведь для репетитора главное — не опаздывать, знать свой предмет и уметь находить с ребенком общий язык. Без последнего никак нельзя. Когда-то у меня были дети, с которыми я никак не могла заниматься. Они меня выводили, опаздывали, за час до нашей встречи отменяли занятие. Было просто невозможно!

– Удалось в итоге справиться с этими проблемами?

– Сначала у меня были тяжелые разговоры с родителями своих учеников, среди них не всегда попадались нормальные и вменяемые мамы. В России есть такая проблема — мужчины мало занимаются воспитанием детей. Вот серьезно! Все мои ученики, а их было много, у которых отцы занимались вопросами обучения, были как шелковые. Многие из них учились намного лучше и понимали все быстрее. С мужчинами, если честно, намного лучше общаться по поводу воспитания ребенка. Женщины охраняют свое чадо и не дают о нем ничего сказать. «Мы же вам платим, почему наш ребенок продолжает на пробном ЕГЭ зарабатывать тройку?». Их чадо при этом отменяет занятие, сидит в сквере с пивом и не делает домашнее задание. — Лена злится, на лице появляется надменность. — Проблема в избалованности и потакании своим детям.

– Так что-то с этим удалось сделать? — я возвращаю Елену к своему вопросу.

– Мы начали обсуждать, на меня стали сыпаться упреки, так я стала терять учеников. «Бывалые» посоветовали «договариваться на берегу», то есть еще до начала занятий обговаривать с учеником всевозможные проблемы, которые могут возникнуть, и пути их решения. Сразу же обсуждаем, что будет, если ученик не придет на занятие, дополнительные часы, и как родители будут следить за успехами ребенка. Я завожу для некоторых в интернете что-то типа дневника для родителей, но, в основном, работаю по-старому: со сборниками и проверкой. Но эти перемены повлекли за собой и мои личные изменения. Пришлось перестать опаздывать, завести тетрадь успеваемости учеников, но зато я смогла поднять себе ставку.

– Родители учеников не возражали?

– Те, кому не понравилось, ушли, а некоторые поддержали. Детей всегда можно найти. Важно уважать себя и других — это я поняла в процессе работы. Сейчас мне уже стало намного проще заниматься с детьми, но раньше была масса странных случаев. Один раз, например, ученик решил меня поцеловать. Пришлось ему объяснять, что у меня есть молодой человек, что я — учитель.

Елена показывает на телефоне фотографии учеников и рассказывает о них.

– У меня, как и у всех преподавателей, есть свои любимчики, но я стараюсь не подавать вида. Даже есть свой талисман. Мой ученик Сережа, который поступил в Москву в прошлом году, нарисовал меня как-то на уроке — этим дурацким рисунком я дорожу, — Елена достает и показывает первую страницу в ежедневнике. — Теперь мы иногда видимся, когда я бываю в Москве.

Лена просит ее не фотографировать — не хочет, чтобы родители учеников узнали, что она когда-то обманывала их, прибавляя себе возраст и опыт.

– Вообще, по-моему, никто из репетиторов не согласится фотографироваться, — рассуждает она. — Мы же вроде военных, от нас зависит многое, но чем меньше о нас знают, тем лучше. Я и рассказываю тебе сейчас все в большей степени как коллеге.

– А как ты работаешь, используешь ли презентации или какие-то другие методы работы?

– Я пробовала, но не получилось — такова специфика предмета. У меня старые дедовские методы — тетрадь, красная ручка и сборники ЕГЭ. По-другому не выходит. Зато дети не отвлекаются.

–- На ЕГЭ как-то помогаешь?

– Некоторым помогаю. Звонят в день экзамена, если получается, я им подсказываю. Один раз мальчика застукали, и он утопил свой телефон в туалете. Я даже бульканье слышала. До сих пор не знаю, выгнали ли его.

«ЕГЭ убивает всех»

Школьную учительницу Ольгу, женщину средних лет с первой проседью в волосах, я застаю вечером дома после работы и дополнительных занятий с восьмиклассником Федором. Ольга выглядит, как настоящий преподаватель, воспетый в советских фильмах, — зачесанные назад и собранные в пучок волосы, строгий темно-синий костюм, очки. Единственное, что отличает от надоевшего за многие годы образа, — живые глаза и улыбка, правда, несколько усталая.

– Будете чай? — спрашивает Ольга и убирает со стола тетради со школьными сочинениями. — Извините, я только недавно закончила заниматься. Проходили с Федором синтаксический разбор предложений с чужой речью, пунктуационный разбор и прямую речь. Объясняла все.

Пока Ольга ставит на стол чашки и достает печенье, я спрашиваю ее, зачем она занимается репетиторством.

– Я люблю детей, вот и решила быть не только преподавателем, но и репетитором. Так я помогаю больше. Сейчас программу просто убивают — дети не умеют ни грамотно читать, ни говорить, ни писать. А я хочу, чтобы мои дети говорили на языке Пушкина и Некрасова. Чтобы они могли поступить в Литературный и МГУ. Я веду уроки уже больше 20 лет, и как за это время обрушилась система образования — уму непостижимо. Да, конечно, во все времена дети не хотели учиться, но теперь идет гонка, и она не заканчивается и после школы. ЕГЭ убивает всех. А в школе я совсем не успеваю им помочь. Они плохо понимают в толпе, а я всегда была сторонницей индивидуального преподавания. Меня и саму обучали дома — из-за того, что я была болезненным ребенком.

– Значит, денежная сторона вопроса на это никак не влияет?

– Нет, — смеется Ольга. — Я – идеалист, со своих учеников беру копейки, ко мне ходят заниматься дети моих друзей, некоторые мои ученики и даже студенты. Все приходят за помощью, когда необходимо. В нашей школе плохо относятся к репетиторам — думают, что таким образом мы наживаемся на учениках, хотя это совсем не правда. Если бы только они знали, сколько я беру за свои старания и сколько вкладываю в этих детей. Несмотря на это, сама современная система подталкивает к тому, чтобы нанимать репетитора — сокращают часы и берут на работу молодых троечниц, которые кроме крика не дают ученикам ничего. Я не распространяюсь в школе о дополнительных занятиях и своих репетиторских часах. Когда нужно просто помочь — помогаю, предлагаю себя в качестве репетитора.

Ольга, наверное, не меньше десяти минут помешивает в чашке чая сахар. Ее скулы напряжены, глаза хмуры. Похоже, она пытается думать о нескольких вещах одновременно.

– Сейчас у меня шесть человек, кого-то я подтягиваю, с кем-то готовимся к ЕГЭ. Мы с ними смотрим фильмы после занятий, обсуждаем Пушкина и Ахматову. Я объясняю литературу и русский. Даже думаем создать свой поэтический кружок. Многие репетиторы и учителя забывают о внимании к детям, я стараюсь ни в коем случае об этом не забыть. Для меня эти занятия становятся чем-то вроде отдушины от обычной работы, где в учительской говорят только о зарплате, мужчинах и новых нарядах. Работать в женском коллективе тяжело. Я готова заниматься наукой, учить детей и помогать им, получая за это копейки. Но не готова выслушивать чужие сплетни, я так устала от этого. На работе меня держат только дети.

«Физика не терпит расхлябанности»

Профессор Ефремов — осанистый пожилой мужчина в пиджаке. Сейчас занятия у студентов он уже не ведет, а готовит школьников для поступления в московские вузы. Он считает, что хороший репетитор, как и хороший стоматолог, должен стоить дорого и работать качественно. Сергей Ефремов называет себя «подпольным активистом».

– Меня сложно найти. Принимаю только сильных учеников, чтобы готовить их к поступлению и ЕГЭ. Моя программа рассчитана не на троечников, к каждому индивидуальный подход. Приходят ко мне в основном через знакомых, я определяю уровень подготовки ученика, провожу тест и решаю, брать его или нет.

Вы считаете, что именно репетитор должен решать, какому ребенку стоит помогать? Мне кажется, это не в его власти, — пытаюсь возразить я.

– Мне не нравится, когда меня называют репетитором. Я — преподаватель, и не собираюсь тратить свои силы и мозги на старшеклассников, которые этого не достойны. У меня программа, рассчитанная на знающих людей и поступление в лучшие учебные заведения. Мои ученики учатся в МГУ и МГТУ имени Баумана, работать с ними сложно, но интересно. Я ищу увлеченных ребят. Тем более что мой предмет — физика — не терпит расхлябанности и невыполнения домашних заданий. Я никогда не помогаю своим ученикам с вопросами на ЕГЭ, я их к этому готовлю. По-моему, подсказывать — ниже достоинства преподавателя и оскорбление ученика. Я учу их не предмету, а жизни. Я даю читать им свои книги и работы. Они интересуются ими, и это меня радует.

Мы с Ефремовым идем по парку. Он рассуждает о современной науке, потом резко переходит на рассказ об образовании.

– Кажется, что все гибнет, — с грустью и уже более мягко говорит Сергей. — Совсем недавно я был в Дубне у своих коллег и друзей и послушал их истории о том, что они все время чего-то ждут, а их ученики и дети уезжают в Германию и США. Многие уезжают поступать в магистратуру и писать дипломы, чтобы зацепиться там и остаться. От этого мне становится грустно. Я работаю уже свыше 30 лет и работал за границей, и я уже не вижу просвета.

– А почему вы называете себя «подпольным активистом»?

– Ах, да, — улыбается профессор. — У меня в голове просто созрел проект создания профсоюза для защиты прав преподавателей. Не знаю, как насчет этих мальчиков и девочек, которые, только поступив в вузы, считают себя первоклассными репетиторами, но известных опытных преподавателей, которые отдают свои знания, защищать стоит без сомнений. На эту мысль меня натолкнуло несколько историй моих коллег. Мой хороший знакомый, прекрасный преподаватель и человек, работал со старшеклассниками, несколько из которых были болванами, которые не поступили в те вузы, куда собирались. На почтенного человека вдруг обрушился шквал звонков с упреками и обвинениями. Звонили родители двух этих друзей-шалопаев. В итоге хорошего человека довели до больницы. Еще одна история произошла с моей ученицей. У нее потребовали вернуть честно заработанные деньги по той же причине, пугали и упрекали в непрофессионализме. Где это видано, чтобы к преподавателям так относились? «Я тебе деньги, а ты мне пропихни куда-нибудь сына или дочь». Здесь нужен профсоюз однозначно. В ближайшее время я хочу разработать этот проект и начну его отстаивать.

«Окопы никто не роет. Танки не стоят» Далее в рубрике «Окопы никто не роет. Танки не стоят»Как события на Украине изменили жизнь в приграничном поселке Чертково Ростовской области Читайте в рубрике «Титульная страница» Путин ответилОтветы на самые актуальные вопросы, которые задали президенту, читайте на Русской Планете Путин ответил

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»