Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

Архитектура выбора

Вид на Ростов-на-Дону. Фото: Валерий Матыцин/ ИТАР-ТАСС

Как строился Ростов-на-Дону сто лет назад

Олеся Меркулова
27 августа, 2014 10:20
14 мин
Общественники Ростова-на-Дону добились того, чтобы здания дореволюционной постройки не штукатурили, тем самым убивая самобытность архитектурного облика города. В адрес губернатора Ростовской области Василия Голубева поступали обращения жителей с просьбами проконтролировать действия соответствующих надзорных и архитектурных органов. Во многом, проблема возникла из-за того, что некоторые старинные здания центра города хотя и имеют историческую ценность, но юридически не являются объектами культурного наследия. По сути их никто не защищает, а за ремонт отвечает департамент ЖКХ, который и определяет методы ремонта. В августе губернатор Василий Голубев поручил сформировать специальную комиссию, которая будет вырабатывать другие методы по реставрации исторического города.
Феномен «исторического города» — одно из важнейших культурных составляющих Ростова-на-Дону. Столетние постройки не только украшают город, но и являются документом эпохи. «Русская планета» поговорила с архитектором, доцентом кафедры основ архитектурного и художественного проектирования ИАрхИ ЮФУ и автором книги «Архитектура Ростова-на-Дону первых пятилеток» Артуром Токаревым о том, как строились ростовчане сто лет назад.
– Артур, обозначьте, пожалуйста, пространственные и временные рамки исторического Ростова.
– Ядро исторического центра — от Доломановского переулка и до Театральной площади. Даже больше. Нахичевань тоже будем включать. По ширине — от Дона до Красноармейской улицы. Если мы посмотрим на карту Ростова, то это ядро будет занимать 1/10 часть всего города. Относительно небольшое. А временные рамки — это вторая половина XIX века и до советских 30-х годов XX века. Именно в этот период сформировался облик города.
– Обыденное сознание воспринимает исторический облик, как дореволюционный.
– Естественно, в этот период — со второй половины XIX века и до революции сложился основной облик города и свой тип пространства, который определял его и в другие периоды. Если мы пройдемся по Большой садовой и посмотрим от Московской улицы и до улицы Станиславского, то увидим, в основном, дореволюционные постройки. Дореволюционная архитектура воспринимается совершенно по-другому, будучи более заметной и привлекательной. Она развилась в период эклектики. Архитекторы ее называли архитектурой выбора. Можно было выбирать: британский стиль, русский, барокко, классицизм, ренессанс... Уличный фронт был оформлен как театральная декорация — у каждого здания она своя.
– Кто был заказчиком дореволюционных зданий?
– Частное лицо, как правило. Были и государственные заказы. Например, городской доходный дом, который построило государство. Сегодня это главный корпус Пединститута. В любом случае все это работало на рыночных отношениях. Доходный дом — самый распространенный тип зданий того времени. Предприниматель получал участок земли и строил на нем дом, в котором потом либо продавал квартиры, либо сдавал их в аренду. Он окупался за несколько лет при том, что это стоило дорого: настолько была высока аренда этих помещений. Человек продавал — строил новый, продавал — строил новый. Выгода была очевидна, соответственно, старались застроить земельный участок максимально плотно. Свидетельство этому улица Большая садовая, где расстояние между зданиями минимальное.
– Это был экономический расцвет города?
– Да. Был строительный бум. В Ростов ехали не только с области, но и со всей России. Город активно развивался. Я сейчас не помню точные цифры, но, кажется, за 50-60 лет он вырос на 300-500%. Если в середине XIX века в Ростове жило 10 тысяч человек, то к революции — около 400 тысяч.
– Каким хотел видеть свой дом человек XIX века?
– Выбор стиля оставался за заказчиком и имел широкие возможности. История архитектуры сохранила анекдотический случай. Когда строился доходный дом купца Чирикова, где сейчас расположено управление МВД, архитектор создал проект в стиле ренессанса. Увидев проект, Чириков сказал, что хочет фасад, украшенный колоннами. На что архитектор ответил: «Как же так? Я же дом в стиле ренессанса строю, а колонны — это классицизм. Одно к другому не лепится». А тот ему: «А деньги кто тебе платит — я или ренессанс?». Так и построили с колоннами.
– В каких условиях жили люди в доходных домах?
– Везло тем, у кого были деньги на квартиру в доме, фасад которого выходил на улицу, которая была хорошо освещена. Ростовчане победнее, как правило, жили в антисанитарных условиях. Дешевые комнаты и квартиры были ориентированы во двор, где совсем другая обстановка. Большевики называли доходные дома буржуазной заразой из-за своей закрытости и чрезвычайной плотности, низких санитарных норм. Ничто не развивает так туберкулез как отсутствие солнца, влажность, сырость. А если там были протянуты галереи, с помощью которых экономили пространство (открытые галереи, расположенные поэтажно с одной стороны здания, служат для входа в квартиры), положение ухудшалось. Галерея создает дополнительную тень. Это, может быть, очень красиво для художника, но плохо для жильца.
– За что еще большевики критиковали дореволюционную архитектуру?
– Стилистически — даже не за разнообразие, а за дурновкусие. Мы любим свой город, но есть красивые дома со вкусом, а есть выполненные с таким перебором, что кроме как забавными их никак не назовешь. Было здравое зерно в этой критике.
– Когда большевики пришли к власти, как они начали выстраивать город?
– Они полностью изменили отношение к пространству. Был введен норматив по стране, в котором плотность застройки не должна превышать 50%. Остальная площадь — это двор, детская площадка и т.д. Это было пространство для общения людей. Идея коллективного быта была реализована в самой планировочной структуре. Во дворе играли, во дворе отдыхали, во дворе спали ночью летом, показывали кино, дети делали постановки. Жильцы-старожилы с восторгом говорят о своем доме. Все его любят и вспоминают, как самое светлое, хотя многие из них жили в коммуналках. Это то, что сейчас происходит на Западе. Чтобы снять социальное напряжение в обществе между бедными и богатыми, между различными социальными и этническими слоями, они стимулируют контакты жителей в общественном пространстве. Люди не изолированы друг от друга, это снимают социальную напряженность.
– Помимо практических решений 20-е годы оставили художественный вклад в архитектуру?
– Безусловно, это один из самых ярких периодов для архитектуры. За рубежом интересуются только двумя периодами — древнерусская архитектура и 20-е годы конструктивизма. Мы в эти периоды создавали что-то свое, новое. Все остальное — вторично, заимствованно. Такие здания, как театр им. Горького в Ростове-на-Дону, стали мировыми шедеврами конструктивизма.
– Конструктивизм — чисто советское явление?
– Он просто отличался. Рационализм, как основа конструктивизма, был и в Европе. Для человека, не разбирающегося в архитектуре, разницы не будет никакой. Но все же Европа была консервативнее. И к тому же в России повлиял новый социальный строй. Появились типы зданий, которых нет нигде в мире, такие как фабрика-кухня (остатки фабрики-кухни сейчас на территории колбасного завода на Буденновском). Или дом-коммуна.
– Шедеврами архитектуры, несмотря на коллективность, стали единичные проекты.
– Но все-таки дом-коммуна возникла благодаря новым социальным принципам. Было четкое разделение: жилая архитектура и общественная. Для проектов общественной архитектуры привлекали лучших архитекторов. Была развита конкурсная основа. Все было равноправно. Это работало! Что абсолютно не работает сейчас.
– Как люди воспринимали конструктивизм? Как реагировали на необычный театр им. Горького?
– Сложно сказать. Специальных сведений у меня нет. Но, я думаю, что новая архитектура воспринималась хорошо. В прессе о театре им. Горького писали, как о великом произведении. В него была заложена определенная функция, и она была замечательно реализована. То, что говорят, что он похож на трактор — яркий индустриальный образ, хотя архитекторы его не закладывали. Но все-таки он сложился. Я знаю, что даже сейчас, люди приезжающие в город, причем с высшим образованием, не всегда понимают это произведение. Ты им говоришь, что это шедевр. А они просто смеются. Потому что с точки зрения нормального человека, театр — это колонны, пышность, портьеры, купидоны. Вот Театр юного зрителя — это театр!
– Может быть, это ошибка архитектора?
– Нет, конечно! Сейчас возникают театры еще более современных форм. Такое восприятие театра — привычное и стереотипное. Театр им. Горького имел совершенно другую функцию. Это был театр современного действия. В нем актеры и зрители находились практически в равных условиях. А мы привыкли к тому, что зритель сидит и слушает. Здание подразумевало массовый проход демонстрации через театральную сцену. И сами зрители переставали быть зрителями. Они становились участниками. Конечно, кому-то не нравилась современная архитектура. Но это проблема не России и не социализма, а консерватизма культуры и менталитета. То же самое и сейчас, если вы проведете мониторинг, то поймете, что почти все хотят, чтобы дом был похож на дворец.
– Почему яркие индустриальные образы уступили сталинской классике в конце 30-х годов?
– Здесь много причин. Во-первых, профессиональные. В исторический город нельзя было вмешиваться с принципами современной архитектуры. Это понимало сообщество архитекторов. С другой стороны, культурное разнообразие, демократизм мешали Сталину консолидировать общества для выполнения конкретных задач. Как и во всех сферах искусства, разогнали все мастерские и создали Союз архитекторов, приказав: «Все работаем в классике, в понятном языке!». Но, дело в том, что классицизм — очень иерархичный язык. У архитектуры классицизма абсолютистская государственная иерархия.
– Сталин вернул царское?
– Получается, что так. А людям это нравилось, так как классика выглядит красиво и интересно. И сейчас сталинку любят. Это выразительная архитектура. И условия там более просторные. Но сталинка не могла решить социальные проблемы расселения людей. Это было не индустриально, дорого. Почему Хрущев перешел на хрущевки? Дома делали на заводе, а на месте их просто собирали. За два месяца можно было дом собрать. Фабричное производство всегда быстрее и дешевле. Типовые застройки на окраинах начались еще в 50-х, их строительство продолжилось в 70-х и 90-х годах. Да, это архитектура без образа. Если поменять ударение, то увидим, что это безобразная архитектура. Ее начнут критиковать уже в советское время. Монотонная и предсказуемая, в ней нет собственного «я». Но именно она решала задачу быстрого расселения.
– Были интересные проекты в 70-х годах?
– Речной вокзал — замечательный! Образный. Не случайно он присутствовал на всех открытках в 70-е–80-е годы. Кинотеатр «Плевин» был очень интересен. Конечно же, Донская публичная библиотека, проект которой создавался в 70-х. Эти проекты выполнены в прервавшемся стиле модерна.
– Мы любим исторические здания, и привыкли ругать современную архитектуру. Помимо того же консерватизма, есть ли здесь неприятие архитектуры как части новой деловой офисной культуры? Ведь большинство новых объектов — это здания под офисы.
– Сложно сказать. Нужно людей опрашивать. Понятно, что если есть социальное расслоение, то все, что связано с деловой архитектурой, с бизнесом, может сильно раздражать. Посмотрите на количество банков по Красноармейской улице — с Буденновского до Университетского. Мы насчитаем с вами тридцать отделений. Притом, вы практически не найдете детские сады, которые строятся с трудом. Но я не думаю, что это раздражение очень яркое.
– Центр города, получается, вобрал в себя все стили эпох?
– Безусловно, поэтому важен диалог, если мы хотим сохранить исторический город как цельное образование. Если мы будем каждое современное здание в центре города строить по принципу контраста, мы разорвем существующую среду на части. С одной стороны, мы должны стремиться, чтобы у нас была цельная историческая среда, так как этим она и интересна, а с другой, мы должны стремиться к современным зданиям. Мы же не ходим в парике, не ездим на каретах, у нас другие представления о жизни. Как сделать современными средствами интересную архитектуру, которая не вырывается при этом из контекста — это очень сложная профессиональная задача. Конечно, есть определенные охранные зоны, такие как улица Донская и Ульяновская, где действуют ограничения по высоте застройки, еще по каким-то параметрам. Если бы в списке культурных объектов было не двадцать домов, а несколько сотен, то появилась бы возможность сохранить исторический центр. Нужно выстроить правила игры, тогда этот консенсус между государственным регулированием и рыночными отношениями будет работать. А пока профессия архитектора подмята под стройку. Стройка приносит прибыль, а архитекторы мешают. Вот и все. У нас нет градостроительного совета, значимые проекты никем не обсуждаются. Это одна из главных проблем.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ