Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

«Если в системе есть дефекты, это не значит, что ее нужно разрушить»

Вячеслав Вольчик. Фото: Марина Меркулова / «Русская планета»
Профессор ЮФУ о развитии высшей школы в России, о ее мифах, проблемах и важности
Марина Меркулова
11 июня, 2015 19:09
12 мин
Весь июнь выпускники школ сдают ЕГЭ и определяются с будущей профессией. Как и прежде, абитуриенты имеют право подавать документы одновременно не более чем в пять вузов по трем специальностям. «Русская планета» поговорила с Вячеславом Вольчиком, доктором экономических наук, профессором ЮФУ, который занимается изучением проблем российского высшего образования. Его статья «Реформирование российской системы высшего образования: роль мифов и институтов», опубликованная в университетском научном журнале «Terra Economicus», разрушает ряд стереотипов и обозначает некоторые проблемы высшей школы.
– В статье вы пишете, что большое количество вузов и студентов в России — миф.
– Достаточно привести данные статистики студентов на 1000 человек населения. У нас в 2009 году их было 68, в 2012 — 58, а в 2014 — 54, включая студентов техникумов, вузов, аспирантов и докторантов. Для сравнения: в США это число составляет 68. Мы каждый год сокращаем количество. Но давайте сначала посмотрим, как развивалось российское образование и откуда возник этот миф. До распада Советского Союза существовали только государственные вузы, которые вписывались в плановую экономику и, как тогда говорили, соотносились с потребностями народного хозяйства. И вот переход к рынку. С одной стороны, образование стало получать гораздо меньше денег, с другой — возникает коммерческое образование. Также подогревается интерес не столько к самому высшему образованию, как к получению диплома. Так этот пузырь и надувался. Несмотря на то, что государственные вузы начали принимать студентов на коммерческой основе и зарабатывать, преподаватели в 90-е получали мизерную зарплату, поэтому у многих мотив хорошо учить ослабевал. Были и просто не очень честные люди. Эти два фактора — гонка за дипломом и бедность сотрудников — сформировали теневой бизнес образования. О том, чтобы купить диплом, курсовую или заплатить за экзамен, в СССР даже речи не шло. Появились и люди, которые не хотят учиться, но им, к примеру, нужен диплом для работы. Они идут в частный вуз, который проводит вступительные испытания только формально, набирая всех подряд. Многие поступают на заочное отделение, приезжая два раза в год на сессию. Я это называю очередью за дипломом длиной в 5 или 6 лет. Угадайте, сколько студентов в России учатся на коммерческой основе? В 2012-2013 годах — 61,5% по данным Росстата. Сокращать дальше просто некуда. Однако если в системе есть дефекты, это не значит, что ее нужно разрушить, ее надо исправить, но для этого необходимы средства и ресурсы.
– Они у нас есть?
– В принципе, да. В 2000-х годах ситуация начала улучшаться. Хоть что-то начали финансировать и инвестировать. Зарплаты преподавателей сегодня хотя бы приличные и конкурентоспособные. Профессор ЮФУ, например, получает 41 тысячу рублей, доцент — 29 тысяч, правда, чтобы ими стать, нужно очень много работать. Но заработная плата преподавателей ЮФУ самая высокая в регионе, в других вузах все печальней. Если сравнивать себя с другими странами, зарплата профессора у нас одна из самых низких в мире. Проблема недофинансирования никуда не ушла. В России совокупные расходы на образование составляют около 4% от ВВП. В развитых странах это около 6-7%. Даже в Африке, Латинской Америке, Азии тратят больше, чем у нас. Например, Бразилия отдает образованию 6%. В наши вузы введены рыночные механизмы, но образование — это не рыночная услуга.
– А какая?
– Общественное благо, качество которого не так просто измерить, как обычный товар или услугу на рынке. Работу сантехника мы оцениваем сразу же, инженера — уже сложнее, нужно знать нюансы. А вот как оценить качество образования? Человек принимает решение учиться сейчас, диплом он получает через несколько лет, а самим «товаром» пользуется всю жизнь. Поэтому качество образования будет проявляться не сразу, а через время. Вуз — это не только передача знаний по каким-то определенным предметам, там учат думать, уметь получать и обрабатывать информацию, уметь принимать решения и так далее.
– Существует устойчивое мнение, что у нас слишком много выпускают юристов и экономистов. Это самые популярные направления среди абитуриентов.
– Качественного экономического и юридического фундаментального образования не очень много на самом деле. Зато множество некачественного бизнес-образования. Кстати, часто коммерческие вузы создаются по этим гуманитарным направлениям, где не нужна большая техническая база. Но проблема в том, что некачественное просто так закрыть тоже нельзя. Мы же его должны чем-то заменить, куда девать молодежь? У нас рабочих мест не так много, и не все хотят работать, занимаясь неквалифицированным трудом.
– Существует ведь целевой набор.
– Это атавизм советского времени, который рано или поздно уйдет. Как не стало распределения. Как бы ни говорили, что распределение нужно, это бессмысленно. Чтобы его снова ввести, мы должны открывать новые производства. Но ими преимущественно занимается бизнес, а не государство. Эта задача была решаема в СССР, потому что существовала плановая экономика, то есть под определенное количество заводов выпускали определенное количество инженеров.
– Недавно в РГГУ произошел скандал, связанный с лекцией Николая Старикова, одного из лидеров «Антимайдана». Должно ли образование заниматься политикой?
– Образование должно быть максимально дистанцировано от двух вещей: политики и религиозных течений. Это прописано в различных нормативных актах. Преподаватели не должны афишировать свою религиозную и политическую принадлежность. Если политизировать высшую школу, мы можем потерять науку. Наука — это объективность. Политика объективной быть не может. К тому же студенты — молодые люди. Они еще не совсем сформированы. Если им навязывать политические и другие взгляды, мы можем их деформировать. Но это не говорит о том, что не должно быть гражданской позиции.
– С 2009 года мы перешли на двухуровневую систему образования: бакалавриат и магистратура. Но ее до сих пор многие ругают.
– Как бы мы ни оценивали переход на систему бакалавриата и магистратуры, это состоявшийся факт. Необходимо не ругать ее, а объяснять, что это такое. Бакалавриат — это высшее образование, но это общее высшее. Магистратура же дает исследовательские и прикладные навыки, это совершенно другой уровень обучения. А у нас считают ее вторым высшим, что в корне неправильно. В России нет полноценного спроса на магистратуру и ее ценности. Сейчас открывается очень много магистратур. Вузы конкурируют, и не всегда эта конкуренция добросовестная. Она может привести к тому, что люди будут выбирать магистерские программы невысокого качества в не очень хороших вузах. Не будет спроса на фундаментальную науку. А сейчас финансирование идет вслед за студентами. Не будет набора, программы закроют. Преподавателям также невыгодно ставить много двоек и потом отчислять студентов, так как меняется соотношение преподаватель/студент. Если отчислять студентов, значит, придется сокращать и преподавателей.
– Но ведь бюджетных мест в магистратуру в хорошие вузы очень мало.
– Поэтому для оплаты обучения нужно развивать систему образовательных кредитов, а для начала нужно в принципе создать хорошую финансовую систему. У нас же целая проблема: у людей нет кредитных историй, банки берут очень большие проценты. У нас, например, обучение в магистратуре на дневном отделении стоит 89 тысяч. Эта цена обусловлена тем, что это очная и классическая магистратура, полноценно формирующая за два года необходимые компетенции на современном рынке труда и на перспективу. Если раскидать эту сумму на 10 месяцев, получается по 8900 рублей. Это не такие большие деньги. На Западе образование стоит гораздо дороже. Люди на машины и свадьбы гораздо большие суммы берут. А это образование, которым всю жизнь пользуешься. С другой стороны, очень важной тенденцией в ведущих вузах страны становится ежегодное увеличение бюджетных мест в магистратуру и ее доли по сравнению с другими уровнями обучения. Институт магистратуры только начинает по-настоящему развиваться и поэтому потенциальным магистрантам необходимо внимательно изучать информацию о магистерских программах.
– Преподаватель должен заниматься научной деятельностью?
– Совмещение преподавательской деятельности с научной — это старая традиция. Более того, еще Александр фон Гумбольдт предложил вовлекать в науку студентов. В современных университетах, в российских в том числе, преподаватель не просто может заниматься наукой, он обязан это делать. Другой вопрос, есть ли у них на это время. В нашей стране у преподавателей огромная нагрузка, связанная с обучением. В западных странах у каждого профессора есть секретарь или лаборанты, которые облегчают его работу. У нас преподаватель сам занимается всем, в том числе безумным количеством бумажной и административной рутины. Наука же требует неспешности, наличия времени. В англо-американском образовании существует такое явление как «tenure» — пожизненный контракт. Его заключают профессора, которые отработали долго и продуктивно в вузе и зарекомендовали себя. Благодаря ему они получают гарантию академических свобод. Они не боятся, что их уволят и могут спокойно заниматься наукой и преподаванием.
– Благодаря интернету сегодня можно получать образование дистанционно. Нет ли угрозы исчезновения классического вуза — с парами, семинарами, семестрами?
– Интернет — это важный компонент современного образования. Но надо помнить о двух важнейших функциях образования. Первая — социализация, вторая — профессиональная. Если мы забудем о первой, мы разрушим общество. Онлайн курсы не дают социализации. Нельзя онлайн делать химические и физические опыты. Важно и живое общение с преподавателем, который является наставником и примером, как заниматься наукой. Конечно, есть люди, успешно занимающиеся самообразованием. Недавно был юбилей Бродского, который закончил 7 классов, а преподавал в университете. Но такие люди исключение, подтверждающее правило. Без базы, которую дает высшая школа, сложно самостоятельно плавать в разных сферах.
– Ценность образования нужно прививать в школе?
– Это культура. Ее не привьешь быстро. Это долгий процесс. Вот вы получили бакалавра, закончили магистратуру. Вы уже своим детям будете говорить, что в вуз надо идти не только, чтобы стать бухгалтером или химиком, но и чтобы стать современным образованным человеком. Стран, которые имеют хорошую развитую систему образования, немного. Россия — в их числе, у нас есть образование всех уровней, у нас есть наука. Это большое преимущество, но оно не дает эффект непосредственно и сиюминутно.
– Что нужно учитывать абитуриентам, выбирая вуз?
– Во-первых, можно ориентироваться на рейтинги. Но рейтинги не дают всей информации, нужно смотреть на репутацию вуза. Во-вторых, обязательно изучить сайт, где опубликованы направления подготовки, учебные планы, дисциплины, преподавательский состав. Не стоит всецело доверять рекламе — много недобросовестной. Выбирая вуз, вы должны понимать, что выбираете не товар. Все суперактуальное и модное живет недолго, а вещи фундаментальные никогда не бывают супермодными, но они формируют культуру и науку, и они всегда пользуются спросом. Сейчас высшее образование играет ту роль, которую раньше выполняло среднее. Общество развивается, и высшее образование из элитного становится нормой. Нашей стране нужны не только специалисты, но и граждане, которые противостоят экстремизму, знают историю своей страны, являются культурными людьми и сами развивают культуру. Сейчас даже рабочие специальности требуют больших знаний и навыков, так как системы автоматизируются и становятся технически сложнее. Почему вообще человек не может быть рабочим, имея высшее образование? Этот человек с высшим образованием лучше интегрируется в общество. В обществе образованных людей качество жизни резко повышается. Наше же общество, к сожалению, недооценивает важность образования.
– То есть дело не только в самой системе и чиновниках министерства?
– Чиновники — это тоже общество. Они должны понимать, что просвещение полезно и для экономики страны. Это главный драйвер благосостояния. Черчилль говорил, что лучшие инвестиции — это инвестиции в молоко для ваших детей. Другими словами, самое важное — инвестиции в молодое поколение, и роль образования здесь нельзя недооценивать.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ