Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

Сепаратизм с джигитовкой

Петр Мельников. Фото: Марина Меркулова

Потомки донских казаков — о строгости традиций, борьбе с советской властью в годы Гражданской войны и о том, почему современное казачество не воспринимают всерьез

Марина Меркулова
17 ноября, 2014 12:34
21 мин
Любой человек, в первый раз посетивший станицу Вешенская Шолоховского района, удивится: настолько непривычны для глаз чистые дороги и развитая инфраструктура сельской местности. Сам Шолохов при жизни очень много сделал для станицы. Благодаря его международной известности сюда съезжаются гости со всего мира на «Шолоховскую весну». В прошлом году на праздник приезжал президент Владимир Путин. Сегодня здесь проходят съемки сериала, новой экранизации романа «Тихий Дон», режиссера Сергея Урсуляка. Ожидается, что фильм выйдет в прокат к очередной «весне».
Старенькие дома с огородами соседствуют с новыми огромными коттеджами. Воздух прозрачен и свеж. Спрашиваю у местных, где здесь живут потомственные казаки. «Да тут все казаки!» — отвечает батюшка в храме. «Да почти все поумерли!» — говорит дед лет восьмидесяти. «Их практически здесь нет, очень много приезжих в станице», — рассказывает молодой мужчина в гостинице. В церковной библиотеке советуют сходить к Петру Петровичу, который шьет казачьи костюмы. Его в станице все знают. Он точно потомственный казак.
Военные рубашки Шолохова
Во дворе меня встречает мелкая дворняжка, дедушка впускает в дом. В комнатах благополучно уживаются вещи разных эпох: рядом с современной мебелью, на спинке дивана ровно в ряд лежат кубанки. В спальне на советском ковре висят казачья шашка, другое холодное оружие и наградные знаки времен Великой Отечественной войны.
– Я тебе сейчас покажу парадную казачью одежду, — говорит хозяин дома и тащит красивый серый сюртук. У Петра Петровича сохранился казачий говор, мягкий и плавный, как песня.
Отец Петра Петровича, Петр Родионович Мельников — белогвардеец. Был репрессирован и провел в ссылке пять лет. Воевал и в Великой Отечественной войне. После смерти Сталина, в середине 50-х, его реабилитировали. Петр Петрович говорит, что отец практически ничего не рассказывал о гражданской войне и о ссылке. Об этом старались не говорить, чтобы тень прошлого не отравляла жизнь семьи.
Портной коллекционирует казачьи вещи. Его дом можно назвать музеем, скрытым от глаз. В гараже хранятся казачьи костюмы прошлого столетия, во дворе — разная казачья утварь.
– Костюмы чудом сохранились, понимаешь. У некоторых в сундуках оставались, что-то приносили друзья, знакомые, — объясняет он мне.
– Что для вас значит быть казаком? — спрашиваю его.
– Я не знаю, как сказать, я же малограмотный. Я потомственный казак. Это и обычаи, и преданность, и гордость — все, понимаешь. Советская власть массово уничтожала казаков. И раскулачивали, и гнали, и расстреливали. Казаков советская власть боялась, поэтому с ними так расправлялись. Малая их доля выжила. Но казачество постепенно возрождается, конечно, но это не то, что раньше было.
– Зачем возрождать казачество?
– Ну, ты кто по национальности? Русская? Это все равно, что истребить русскую нацию и задать вопрос тебе, для чего это возрождать? Ну как это для чего? Ну как? — недоумевает он.
Петр Мельников — профессиональный портной. Сейчас у него заказывают казачьи костюмы как просто казаки, так и разные творческие коллективы для выступлений.
Он несет мне показать очередные вещи из прошлого: свои фотографии в молодости, фотографию семьи Шолохова и одно из первых изданий «Тихого Дона», подписанное автором.
– Я у него личным портным был на протяжении 11 лет. Я же уезжал в Луганск, там стал мастером. Профессионал, понимаешь. Потом вернулся в Вешки. Ну и обо мне тут округа вся узнала, ну и до него дошло, и он меня вызвал. Ну, вот и назначил своим портным. И я шил, но не только ему, я шил жене, личному врачу, водителю, личному секретарю Шолохова. Обшивал мебель. Ходил к нему. Он ко мне не ходил — такая величина не будет ходить, конечно. Вызывали меня, иногда секретарь приезжал за мной. Бывало, звонили на работу в ателье. И я, значит, иду к нему. Он же маленького роста — то заузить надо было, то укоротить. Он любил военные рубашки носить. С юмором он, конечно, с юмором. Интересный человек был. И за руку здоровался, и шухарил. Он мне и фотографию свою подарил. Я когда первый раз к нему пришел, он знакомится: «Как звать?». Я говорю: «Петр Петрович». Через два дня прихожу, сделал заказ, он выходит как всегда с сигаретой: «О, Иван Иванович пришел». А я: « Да не, я не Иван Иванович, я Петр Петрович». И потом он уже не забывал, — смеется Мельников.
«Выпил уксуса и умер»
К вешенскому санаторию ведет тропинка, вдоль которой по обе стороны расположен сосновый бор. На его территории на лавочках сидят люди в старой военной форме. В санатории сейчас проживает вся съемочная группа сериала «Тихий Дон». Я поднимаюсь в кабинет к Валентине Байдиной — она уже почти тридцать лет работает здесь художественным руководителем клуба. Во время переписи населения в графе национальность указала «казачка».
– Отец мой из семьи казаков, — начинает рассказывать она. — Дедушка Иван Щебуняев и бабушка Матрена. В их семье было пять братьев и одна сестра. Советская власть большого вреда им не сделала, потому что все ребята выучились, были пригодны для нового режима. Папа мой — дорожный мастер. Один сын работал в лесном хозяйстве, другой был майором милиции, еще один — учителем музыки. Жили они бедно, поэтому под раскулачивание не попали. Отец мой очень любил песни, был старостой нашего казачьего хора. Вхож был в дом Шолохова, который любил поговорить с простым народом. Приходили казаки к нему. Там по пять капель наливали, конечно, разговаривали, пели песни. А мама моя не казачка, она с Украины. Они с отцом познакомились в Севастополе, где он воевал. Мама возила там снаряды на грузовике.
Валентина Григорьевна окончила Краснодарский государственный университет культуры и искусств и театральное отделение ростовского культурно-просветительского училища. Вышла замуж за ставропольского казака и уехала из Вешек. Потом вернулась с мужем на Дон. В санатории создала свой коллектив «Вешенские зори», участники которого поют казачьи песни. От деда у нее осталась старинная кованая иконка, которой он благословлял дочь с мужем.
– Мы когда садились кушать, прежде чем дедушка возьмет ложку, никто никогда не мог первым есть. Слово бати тоже для нас было законом, — вспоминает она. — Это дед привил нам любовь к родному краю. Я люблю рыбачить, люблю свой край, казачьи песни, этот фольклор — у меня гордость за все это! У нас, конечно, многие скрывали, что есть родственники-казаки, тем более те, кто был в белой гвардии. Их ведь уничтожали, потому что боялись. Я считаю, что не надо было так, надо было всех примирить. Что со стороны красных, что со стороны белых были казаки. И лжи много было. Мой один знакомый рассказывал, что на его деда написали донос. Красные его вывели, хотели расстрелять, говорят ему: «Дед, отвернись». Он отвернулся, они дали залп вверх и ушли. Но это же казачура! Для него это было настолько оскорбительно, что он пришел домой, искупался, надел чистую рубаху, выпил уксуса и умер. Покончил с собой. За что с ним так? Не разбирались же! Время было такое, что никто не мог понять, кто прав, кто виноват. Надо было всех примерить. Винить никого нельзя. То же самое сейчас на Украине происходит.
– Ваш дед воевал в гражданскую?
– Дедушка не воевал. Но белые, когда останавливались на хуторе, квартировали у него. А он почему-то не воевал. То ли потому что шестеро детей было, то ли из-за проблем со здоровьем. Как-то не было повода просто спросить. Очень жалею. Почему-то мы думали, что жить будем вечно и всегда можно будет спросить, а потом я вышла замуж и уехала отсюда, жила тридцать лет в Ставропольском крае. Приехала уже на похороны дедушки.
«Доставал казачью форму и наряжался»
Александр Чванов — атаман решетовского казачьего общества, один из немногих в станице, кто серьезно изучал свою родословную — поднимал архивы, с детства расспрашивал живых еще родственников — свидетелей трагических событий на Дону.
– Мои тетушки, бабушки, дедушки были живы до 1987 года. Мои предки жили в хуторе Решетовка. У прадеда Ивана Чванова 1855 года рождения было четыре сына: Кондратий, Климентий, Евстафий и Кирей. У Климентия родилось пять детей: одна дочь, сыновья Василий, Петр, Тихон и Матвей, мой дедушка. Я его живым не застал, он воевал в Великой Отечественной и скончался от ран. О нем много рассказывал отец. Прадед и старшие деды участвовали в Вешенском восстании. Климентий со старшим сыном после отступления ушли куда-то и пропали. Его другой сын, Петр, которого я застал живым, был ранен под Воронежем, потом перешел к красным. Казаки ведь уже не особо верили белым офицерам. У них лозунг во время восстания был «За советскую власть без коммунистов». Потом Петр ходил на Польшу с красными, попал в плен, их держали в каком-то хлеву, морили голодом. Выжил чудом. Он так рассказывал о своем спасении: «Под утро дверь открылась, зашел поляк военный и спросил на русском языке, есть ли среди нас казаки. Вышел я и еще пару людей. Поляк повел нас на расстрел к опушке леса и сказал бежать. Мы подумали, что он будет в спину стрелять. Услышав выстрел, повернулись, а он вверх стрелял». Вот судьба такая. Дожил он до 93 лет. Обо всех этих событиях Петр только вскользь говорил. Помню, что в праздники, особенно в Троицу, он сундук открывал свой, доставал казачью форму и наряжался.
Сыновья деда Евстафия Илья и Иван тоже участвовали в восстании. У меня есть документы из архива ФСБ, которые подтверждают, что Илья получил офицерское звание за боевые заслуги во время Гражданской войны. В 1932 году в феврале ночью его арестовали. Его дочь до сих пор жива. Она рассказывала, как деда Илью выволокли во двор и били, а ее мать пытали: сажали на горячую печь и требовали, чтобы она рассказала, где он хранит хлеб или еще что-то из продовольствия, хотя у них пять детей было — какой там хлеб! Выгнали их, опечатали дом. Они и у моей бабушки жили, и у Петра прятались. То же самое было с дедом Иваном, с братом Ильи. Его дочь Вера Ивановна говорила, что их выгнали с дома тоже. Моя бабушка Настя и жена Ильи пошли тогда к Шолохову, пожалились ему. Писатель наверняка знал нашу семью, потому что дед Матвей учился с ним вместе в церковно-приходской школе. Их потом впустили в дом и даже корову одну вернули. Дед Иван был 15 лет в ссылке в Магадане, потом его реабилитировали. Он вернулся очень болезненный, плохо ходил и говорил. А вот дедушка Илья там в Магадане и умер. Вот такие судьбы у предков были. Для меня очень важно сохранить память о корнях. У казаков считается, что если до седьмого колена не знаешь своих предков, то ты не казак.
«Дед потерялся во времени»
Закончился шестой урок. Вешенская школа полупустая. Учитель музыки Нина Саклакова наливает чай и включает диск с казачьими песнями. На ней белая вязаная кружевом кофта, волосы с сединой заплетены. Лицо сияет, несмотря на усталость. Саклакова похожа на женщину позапрошлого столетия. Она и сама признается: «Я знаю хорошо быт и обычаи девятнадцатого века, потому что мой дед дожил до ста лет».
– Дед Назар Иванович и бабушка Прасковья Прохоровна жили в Меркуловском хуторе. Их основным занятием было глиняное дело. Мама моя от них научилась делать соломенный кирпич — из такого был построен дом прадеда, который сейчас разрушен. В их семье было десять детей: девять сыновей и одна дочь, моя мама. Когда я родилась, дедушке было 85 лет. Пока не пошла в школу, я практически все время проводила с ним. Я спрашивала у него: «Дед, ты за кого был, за красных или за белых?». А он мне отвечал: «Да тут и синие были, и зеленые». Он был немногословен со мной. Но я много наблюдала его в общении с другими. Мы вместе ходили в церковь на службы — дед был верующим человеком. Ходили вместе к Дону собирать для корма уток ракушки, варили их. Потом я с дедом проводила все его поколение. Он брал меня на поминки. Там я слышала, о чем разговаривают старые казаки. Они говорили о джигитовке. Дед, его брат Иван и третий сын были участниками Гражданской войны. Знаю, что Иван потом перебрался в Болгарию на корабле, а дед вернулся на родину. Это все, что я знаю. Мне не приходила в голову идея расспрашивать его. Знаю, что репрессии его не коснулись. Мама рассказывала только то, что когда начали создавать колхозы, дед сразу отвел всю скотину туда. Брат деда Иван был амнистирован и уехал жить в Лиски Воронежской области. Наверно, боялся возвращаться сюда, чтобы не подставлять жену и детей. Им он передавал записочки через людей, которые плыли по Дону. Об этом я узнала недавно от его внучки. В конце своей жизни дед потерялся во времени. Он уже не понимал, где он живет, с кем, какое сейчас время. Он говорил, что собирается к атаману и на пост № 1. Видимо, в нем это жило. Вот это его ценности. Для меня важно и сохранить память о своих корнях, потому что негде мне сейчас это взять, негде увидеть. Я живу вот этими воспоминаниями о своих близких.
Когда мне говорят: «О, казачка», я думаю: «Что здесь дивного?». С Дона — понятное дело, что казачка. Казачество — это образ жизни. Я другого не знаю.
«Ничего не изменилось за последние сто лет»
Я сижу с несколькими казаками за теннисным столом в комнате, которую они используют для склада старинных вещей для будущего музея. Казаки по-южному бурно обсуждают свои насущные проблемы: и государственную политику по отношению к ним, и формальность возрождения, и то, как относятся к ним люди. Все это спокойно, не врезаясь в разговор, слушает Андрей Попов. Он раза в два моложе присутствующих. Занимается предпринимательской деятельностью и является инициатором создания в станице нового музея.
– Увлекся я сначала темой Великой Отечественной войны и историей своих предков. Позже понял, что кто-то должен заниматься историей и в нашем районе. Мы собрали группу энтузиастов, создали организацию «Региональное историко-культурное общественное движение “Верхнедонской округ”». Сейчас работаем над созданием краеведческого музея Шолоховского района. Дело в том, что у нас есть федеральный музей Шолохова, но своего краеведческого музея нет уже лет двадцать. Когда-то здесь существовал филиал Новочеркасского музея истории донского казачества. Музей Шолохова — прекрасный, но это музей одного человека и он не может отражать все богатство здешней истории, — объясняет он. — Пока краеведческий музей расположен в выделенном помещении во дворце культуры. Там уже открыта и работает выставка «Еланский плацдарм. Первый шаг к победе», посвященная событиям 1942 года — в это время напротив станицы Вешенская в течение пяти месяцев стояла линия фронта. Руководство района планирует подготовить новое помещение для музея с несколькими выставочными залами, один из которых будет посвящен верхнедонскому казачеству и одному из интереснейших событий того времени — Вешенскому восстанию. Уже есть помещение и проектная документация, нужны деньги на ремонт. Район несколько миллионов самостоятельно не потянет, поэтому нужно выделять из областного бюджета. Область положительно относится к созданию музея, надеемся, что и денег на него выделят.
Научным консультантом энтузиастов является профессор ЮФУ Андрей Венков. Сам он тоже из Вешек. Еще с 80-х начал поднимать архивы и собирать материалы о событиях начала XX века в этих местах, которые малоизвестны в области.
– Хотя Ленин посвятил несколько телеграмм Вешенскому восстанию, настолько это было важно и значимо, — рассказывает Андрей, — в течение трех месяцев в 1919 году казаки противостояли Красной армии. В итоге ушли непобежденными, в отступ для соединения с Белой армией. Мы обратились в областной архив ФСБ с просьбой помочь установить судьбы репрессированных казаков, которые были участниками Вешенского восстания и Первой мировой войны.
– Почему вы решили этим заниматься?
– Во-первых, чтобы люди — гости и местные — знали об истории казачества. Во-вторых, благодаря изучению и пониманию истории можно избежать ошибок, потому что ничего не изменилось за последние сто летИстория написана кровью. Нужно разобраться, что послужило причиной этих событий. В 90-е годы, например, было модно поднять архивы, которые бы порочили советскую власть. Но все не так просто было. Если изучать вопрос, кто же виноват в трагедии казачества, то однозначного ответа не получишь. В 1918 году из Ростова приходит распоряжение вместо атаманских правлений создать сельские советы, то есть установить советскую власть на Дону. И что происходит: просто меняют вывески, руководители атаманских управлений становятся формально советскими. Чуть позже в этом же году приходит к власти Краснов. К концу года один из полков, которым он командовал — полк Фомина — оставляет позиции, приходит в Вешенскую, выгоняет штаб белых и заявляет, что нам эта красновщина не нужна, мы хотим другой власти. К началу 1919 году казаки еще не могли видеть от советской власти никакого террора, все делали местные. Вот один из прототипов Григория Мелехова — Харлампий Ермаков, возвращаясь с фронта, примкнул к красным, в Каменской станице участвовал в уничтожении отряда Чернецова. По приезде в Вешенскую его избирают первым руководителем советской власти здесь. А уже во время восстания он участвовал на стороне восставших. Потом, уходя в отступ, вступил в армию Буденного. То есть человек за небольшой промежуток времени несколько раз успел переметнуться туда-сюда. Вот такие судьбы. В то время было непонятно, кто прав, какой порядок лучше: новый или старый. Лозунгом восставших казаков был «За советскую власть без коммунистов». То есть они не стремились поддержать монархию, народ требовал перемен, в том числе и казаки. На этой почве видно, как манипулировали казаками. Был такой эпизод. Красный Тираспольский отряд, воевавший с немцами на Украине, решил отступить в сторону Воронежа, так как у них заканчивались боеприпасы. Идти нужно было через Дон. Они обратились к казакам с просьбой пройти, хотя формально там уже была советская власть. И вот один старый казак поднимает бучу: «Сейчас придут красные, начнут насиловать, грабить и убивать». В итоге казаки нападают на них, заставляют сдаться. Но красные понимали же, что сдаются не врагам. Они сложили оружие, казаки пообещали их провести. Только один Заамурский конный полк не сложил оружие и ушел на Богучар. Оставшихся красноармейцев сначала начали избивать, а затем и вовсе порубили более 700 человек, а последних человек сто живых сдали немцам. Естественно, когда через полгода Заамурский конный полк вернулся сюда, он мстил казакам. Нашлась ведь одна сволочь, которая убедила других, что красные будут грабить и убивать, хотя, по отзывам жителей хутора Сетраки, где успели остановиться красные, они вели себя миролюбиво и за все платили. Росло недоверие и вражда между советской властью и казачеством. Масло в огонь подлил Петр Краснов, выдвинув тезис «Казаки, вы не русские, вы — казаки». До этого ведь не было казачьего сепаратизма. С него это пошло. Как сейчас пытаются раскалывать на национальной почве нашу страну, так и тогда. Ничего не меняется.
– Как вы относитесь к возрождению казачества?
– Сегодня мне больно смотреть на то, что к казачеству даже здесь на Дону относятся с насмешкой. Все это возрождение, длившееся больше 20 лет, не привело ни к чему. Доходит до смешного: на выборы в окружные атаманы лезут люди, у которых отсутствует опыт армейской службы. Притом, что казаки в первую очередь — это воины. Еще год назад такие атаманы ездили в Луганскую область и раздавали сертификаты с наделом тамошним казакам. Когда же началась вся эта заваруха, они бросили луганских казаков и двинулись в Москву. И вот такие атаманы пытаются возрождать и руководить казаками. По этой причине мы и занимаемся сохранением истории и культуры казачества, а возрождение произойдет. Я надеюсь, что придут новые достойные лидеры, которые смогут вернуть казачеству уважение и права называться защитниками России.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ