Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

Шапочное знакомство

Фото: Евгений Левченко, ИТАР-ТАСС.
«Русская планета» узнала, как изготовляют папахи — казачий национальный головной убор
Юлия Корчагина
18 июня, 2014 18:35
12 мин
Самые важные вещи для казака — шашка и папаха. Традиция носить их пришла к казакам с Кавказа в ХIХ веке. Цилиндрические меховые шапки стала для казаков символом свободы, национальным головным убором. Сейчас в Ростове есть несколько мест, где папахи шьют на заказ. Корреспондент РП побывала в одной из таких мастерских и узнала, как шьют папахи сегодня, и кто их носит.
Свою обычную двухкомнатную квартиру в Ростове мастер-самоучка Сергей превратил мастерскую, где он готовит шкурки, кроит и шьет кубанки и папахи.
– Меня никто шить не учил, и я не казак, как вы могли бы подумать, — говорит Сергей, высокий сухопарый 35-летний мужчина, улыбаясь, — просто мне всегда нравилась история, и я много дружил с казаками, у нас же юг, куда от казаков денешься, — смеется.
В мастерской у Сергея стоят две машинки: одна старинная ножная, которая досталась ему от деда, другая — электрическая, купленная недавно. В другой жилой комнате у мастера большая библиотека, половина из которой составляют исторические книги и книги о казачестве.
– А кто для вас казаки? — интересуюсь я, показывая на книги.
– Вы увидели книги и решили меня спросить. Да, я люблю казаков и мне интересно о них читать. Существует много разных мнений о казачестве. Я считаю, что к ним в первую очередь относятся свободные сильные люди, для которых долг превыше всего.
Сергей просит меня не фотографировать: не хочет, чтобы об особенностях его работы узнали конкуренты.
– Я человек тихий и неприметный. Не хочу рассказывать о том, чем занимаюсь, — объясняет он.
Сергей достает пару книг с самой верхней полки и протягивает мне.
– Держите, почитаете на досуге. Будете понимать, кто такие казаки и с чем их едят. Может, и вопросов потом будет меньше.
Чтобы не обидеть хозяина, я как можно милее отказываюсь, сославшись на небольшую сумку, но мастер снова протягивает мне книги. Приходится принять.
– На создание одного головного убора у меня уходит около двух дней. Главное — подготовка шкурки. Сшить изделие можно довольно быстро при «набитой» руке. В первое время у меня уходило до пяти-шести дней. Было трудно, я бросал, потом снова принимался делать. Первый раз попробовал скроить кубанку, ничего не получилось. Вот второй раз делал неделю, вышло кое-как. Эта кубанка стала вроде моего талисмана, до сих пор в шкафу лежит. Почетное место занимает на антресолях, — Сергей показывает черную каракулевую шкурку, с которой будет в дальнейшем работать, — только из хорошего меха надо делать головные уборы, — повышает голос, — а то сейчас много всяких фирм и фиговых мастеров, что портят шкуру выделкой и даже режут неправильно. Этому нужно учиться, а они ставят на колеса продажи свое дело, еще даже не поняв, с чего начинать. Такое дело спешки не любит. Я много раз переделывал свои работы так, чтобы они были похожи на традиционные выкройки. Много раз шил вручную и теперь шью.
– А чем кубанка отличается от папахи?
– Папаха выше на четыре-пять сантиметров. Считайте сами: если обычная кубанка — это где-то 11-15 сантиметров, то папаха — это около 16-20 сантиметров. Подкладку я делаю обычно вручную своей любимой иглой. Подкладка у головных уборов ватиновая, — улыбается, показывая на набор игл. — Нужно, чтобы кроили мех и шили умелые люди, а не те, у кого руки растут непонятно откуда. А то неправильно мех раскроили, и он начал крошиться — уже брак в изделии.
– А как вы начали делать папахи? — спрашиваю я у мастера, вертя в руках кусочек меха, который остался от прошлого головного убора.
– В свое время, еще будучи совсем мальчишкой, я стал общаться с другим мальчишкой, казаком. Мы подружились, он ввел меня в круг своих интересов, познакомил с друзьями. Я стал интересоваться культурой и жизнью казаков. Потом учился в институте, служил в армии. Везде мне попадались казаки, с которыми я находил общий язык, так как нас интересовали одни темы. Однажды, когда моему другу понадобилась помощь, он попросил меня сшить ему папаху. Работу нужно было делать срочно, ему нужен был головной убор. Я тогда просто интересовался историей костюма и много интересных вещей шил из кожи — всякие сумки, ремни и браслеты. Он попросил, я стал разбираться, попробовать было интересно. Я долго возился: Первые два «блина» комом. Не так раскраивал, выбирал плохой мех, но в итоге получилось. Первый кособокий вариант папахи оставил себе. Второй отдал другу — до сих пор носит, хоть после этого я и подарил ему еще три разных папахи.
Сергей делает выкройку, достает красное сукно — верх папахи, и ватин. Начинает шить.
– Папахи с красным верхом — наши истинные, донские. Они когда-то пришли к нам с Кавказа, были полностью меховыми. Носили их пару лет, а после стали делать суконный верх и нашивать сверху кресты. Мы же православные, для нас это важнейшая традиция. Сейчас, правда, ко мне приходят туристы, просят сделать верх зеленый и желтый, абсолютно не разбираясь ни в чем. Многим я, конечно, не отказываю, но об истории головных уборов рассказываю. О том, какие папахи носили на Дону — тоже. Некоторые после этого просят сделать все традиционное. Иногда я даже просто с уличными мальчишками общаюсь на эту тему, они меня слушают. Даже удивительно.
Слышится скрип входной двери. На пороге появляется Ольга, жена Сергея. Худощавая брюнетка с длинными волосами в ярком зеленом платье. Поздоровавшись, женщина проходит на кухню.
– А вот вы, наверное, не знаете, что с приходом советской власти с казаков папахи сняли и надели на всех буденовки, — продолжает мастер, не обращая внимания на пришедшую жену, — но после реабилитации казачества, уже к 36 году их вернули. Раньше же цвет папахи зависел от ранга казака. «Шапки» из черного каракуля носили обычные казаки, а высокие чины ходили в серых и белых папахах. Сейчас, правда, об этом уже забывают. Папахи же еще бывают и с тумаком — красным колпаком, пришитым к головному убору. Их в свое время носили в Запорожской Сечи и использовали в борьбе с противником — в тумак зашивали металлическую платину и защищались от шашечных ударов. А к папахе все должны были относиться с должным уважением, снимать только когда молятся, едят, вызывают на бой. В доме под кубанки и папахи искали самые видные места и хранили их только там.
Из кухни выглядывает Ольга, предлагая мне пообедать.
– Он опять кормит всех байками, даже, наверное, не предложил вам чай. Хотите кушать? — женщина повышает голос. Сергей краснеет, — он же всегда об этом забывает, на уме одни казаки.
– Приготовь нам чай, — пытается отправить Сергей жену обратно на кухню, — не мешай мне, ты вечно пытаешься влезть во все разговоры, — Ольга, смеясь, уходит, и через десять минут появляется с чаем и пирогом.
– Он не умеет зарабатывать на том, что ему нравится, — жалуется Ольга и ставит посуду на стол, — другие умеют превращать это в бизнес, а он даже слушать об этом не желает. Считает, что пока он непрофессионал, нужно заниматься этим за гроши.
– Перестань, — одергивает жену мастер, — не вмешивайся в разговор, в котором ты ничего не понимаешь, как и в деле. Я и так неплохо себя чувствую, у меня есть своя работа. Я хороший программист, а папахи мне просто нравится шить. Я люблю шить. Я не хочу драть за это в три шкуры. Мне итак живется неплохо.
– Ну а почему ты отказывал некоторым клиентам, когда те просили сшить им папаху? — с обидой в голосе Ольга обращается к мужу. — Люди ведь просто пришли к тебе как к хорошему мастеру.
– Нет, — не соглашается с ней муж, — они пришли ко мне не как к мастеру, а как в магазин. Не люблю я не смышленых и наглых туристов. Вообще я туристов не люблю, они ничего не хотят слушать, им только товар подавай. Знатоки или что-либо понимающие в национальных костюмах встречаются редко. Приходят в основном те, кому можно втюхать все, что угодно. И это что угодно, а точнее «шапка» из плохого меха, через пару лет начнет лысеть, лезть во все стороны и осыпаться. Я не хочу так работать. Летом, когда много туристов, я буду им отказывать, чтобы не было большого потока, так как от этого портится качество, а я работаю, прежде всего, для себя. С глупыми туристами, которым все нужно сразу, я тоже не собираюсь работать. У меня есть свои принципы на этот счет. Гнать халтуру не хочу.
– А могли бы уже и дачу достроить, — говорит Ольга еле различимым голосом и уходит из комнаты, закрывая за собой дверь.
Сергей достает из шкафа разные головные уборы и поочередно надевает их на меня.
– В начале прошлого века женщины тоже носили папахи, хотя больше многим нравились кубанки. Считалось, что они аккуратнее. Была повальная мода, — рассказывает мастер, водружая мне на голову кубанку, в которой я становлюсь похожей на мальчишку, — кубанки идут многим. На вас сидит хорошо, — улыбается Сергей.
– А вы сами носите то, что шьете? — спрашиваю я, снимая с головы «шапку».
– Да, конечно, на работу в ней хожу редко, но в выходные, в свободное время — постоянно. Папаха прекрасно защищает от холода, она же натуральная и теплая. Одного головного убора хватает лет на десять, а то и больше. Я люблю натуральные вещи и постоянно в них хожу. Стараюсь и друзей приучить, получается иногда. Порой меня даже останавливают на улице и спрашивают: «Откуда взял?». Я в ответ улыбаюсь и рассказываю. Некоторые потом становятся моими клиентами.
Сергей подшивает подклад к папахе, предлагает попробовать мне, но иголка при первом же стежке впивается мне в палец.
– Как же вы так неаккуратно, — восклицает мастер, подавая мне лейкопластырь, — нет, все-таки шить папахи — мужское дело. У нас и руки крепче, и сил больше. Да и папаха как живое существо хозяина любит.
–А сколько всего папах вы сшили?
–За эти десять лет я ни разу не считал, если честно. Наверное, много. Конечно, я не Кириченко — лучший мастер по папахам на Дону. У него заказывает свой головной убор сам атаман. Я мастер не в третьем поколении, но свое дело знаю неплохо, за качество работы ручаюсь. Поддерживаю традиции — буду работать по старым технологиям и лекалам, пока не стану профессионально все делать. Себя как мастера не позиционирую. Вы же, например, не знаете, что я еще и бешметы делаю. Правда, я пока только учусь, но все же. Я считаю, что нужно делать все качественно и красиво. И людям нравятся мои папахи и кубанки.
Роман Коваленко — казак, в жизни работает инженером, но о своих корнях не забывает, считает папаху важной вещью для казака и своей дорожит.
– Папаха для меня — символ свободы и независимости, — Роман говорит с южным акцентом, — это память и наша казачья культура. Для нас шашка и папаха — главные атрибуты казачества. Я казак в третьем поколении, мне шашка досталась от отца, а папаху я совсем недавно купил себе новую,— думаю, она у меня еще лет 15 проживет. В жизни я, конечно, не ношу ничего такого, но иногда надеваю на различные праздники и встречи.
– А где вы покупали свою папаху?
– У меня друзья открыли свою мастерскую. Вот у них обычно какую-либо одежду, обувь и головные уборы я и заказываю себе и знакомым. Это дешевле выходит, и люди они знающие, если что, подскажут. И делают, надо сказать, хорошо, — поднимает вверх большой палец и улыбается, — я считаю, что на материале, как и на хорошей папахе или кубанке, вообще экономить нельзя — дороже выйдет. Этой незатейливой мудрости меня отец научил. Сейчас многие казаки открыли свои мастерские, в Ростове таких штук десять. Магазинов, что продают казачью одежду и обувь, еще больше, но я предпочитаю доверять своим друзьям.
Качественные головные уборы нравятся не только казакам, но и туристам.
– У нас туристы, выбирая, в какой из казачьих городов поехать, всегда спрашивают о тех магазинах, в которых можно купить бешмет или папаху, — рассказывает директор одной ростовской туристической фирмы Оксана, — всех хотят привезти из Аксая или того же Новочеркасска себе памятный сувенир. Больше всего, конечно, туристы покупают папахи, так как ее и подарить можно, и место она занимает мало в рюкзаке или чемодане, и вещь памятная, настоящая.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ