Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

Суржик с балачкой

Фото: Владимир Синдеев, ИТАР-ТАСС
Что общего между украинским и южнорусским диалектами, на которых говорят жители Ростовской области
Юлия Корчагина
29 сентября, 2014 16:54
10 мин
Украинцы проживают на Дону с давних времен. Самые ранние сведения их появления относятся к 70-м годам XVI века. Значительным был приток малороссов в XVII веке, после подавления крестьянских восстаний. Движению украинцев на Дон и их общению с казаками, как считают специалисты, во многом поспособствовала возможность свободной торговли хлебом и другими припасами.
– В XVIII веке было очень мощное украинское переселение, которое иногда называют колонизацией Дона. Ранние переселения были связаны в основном с Запорожской Сечью, — рассказывает доцент кафедры общего и сравнительного языкознания ЮФУ, научный сотрудник Института социально-политических и гуманитарных исследований ЮНЦ РАН Наталья Архипенко. С 1992 года она совершает диалектологические экспедиции по Ростовской области. — Донские казаки к этому времени сформировались как военизированное сословие. Они не могли заниматься земледелием и обеспечивать себя продуктами питания. Рядом с ними возникали украинские поселения, жители которых стали обеспечивать жизнь казаков. Поселения составляли исключительно земледельцы и ремесленники. Возникал своеобразный симбиоз. В некоторых районах нашей области, например, в Милеровском, Чертковском и Каменском, есть целые полосы, где украинцы живут очень плотно.
– Поселения возникали рядом с лагерями казаков?
– Селились малороссы обычно в отдалении. Причем обычно украинцы размещались достаточно компактно: переселенцы из одного района, например, Таврической губернии или Полтавской, образовывали какой-либо населенный пункт. Поэтому многие места носят наименование слободы: например, Слобода Кошары или Ольхов рог. Вместе с этим коллективом переносили на Дон особенности своего говора, ведь украинские диалекты тоже очень разные. Эти говоры в той или иной степени смешивались с южнорусскими и также давали разный результат.
– Во многих словарях применительно к переселившимся на Дон украинцам употребляется понятие «донская балачка». Что это такое?
– Донская балачка — народный термин, но исследователи его часто используют, забирая второе слово в кавычки. Суть «балачки» в том, что в диалекте побеждает украинская фонетика, а украинская лексика, украинские слова сильно разряжаются русскими словами. Мы понимаем, что говорит человек лексически, но фонетически это непривычно для русского уха. Степень сохранения украинских элементов в диалекте в разных населенных пунктах также может быть различна. Это зависит от социальных факторов: как давно переехали люди на Дон, как они взаимодействовали с местным населением и многое другое. Вообще в нашей области существуют два вида говора: на русской и на украинской основе. Есть еще такое понятие как «суржик» — наложение русского языка на украинский. Термин используют чаще всего для обозначения тех территорий, которые исторически принадлежали Украине. Правда, научно вопрос, как разграничивать суржик и украинские говоры на русской территории, еще не решен, поэтому многие исследователи используют термин «балачка».
– А чем отличается южнорусский диалект от «балачки»?
– Украинские и южнорусские диалекты похожи: много общих характеристик из-за плотного взаимодействия и общности территории. Казаки также были переселенцами. В связи с этим южнорусских диалектов также много, как и украинских. Помимо всем известного «гэканья», у нас, как и у украинцев, речь очень плавная. У нас «гэ» фарингальное, более заднее резкое и режет слух, это очень сложно контролировать. У нас украинская лексика.
– Разве людей, которые говорят на «балачке», не сложнее понимать?
– Для приезжего человека понять их будет сложнее. Сегодня многие люди, которые говорят на «балачке», легко переходят на русский язык, у многих сформировалось мнение, что «балачка» ниже, чем русский язык.
– Откуда возникло это представление?
– Прежде всего, из школы, из института и многих других общественных мест, где людям стали объяснять, что учиться и писать нужно на одном языке, и это правильно. В учебных заведениях стали преподавать на литературном языке и постепенно сложилось данное мнение.
– «Балачка» после этого не стала употребляться меньше и исчезать?
– Некоторые диалектные слова, конечно, перестают употреблять, так как жизнь меняется, сложные моменты унифицируются, но что-то сохраняется. В речи деревенских жителей я сама лично наблюдала, что до 50 лет человек говорит на литературном языке, а после начинает говорить на диалекте. Человек всегда общается с сельчанами, он просто дисциплинирует свою речь. Лучшими информаторами, кстати, для нас в диалектологических экспедициях в этом плане являются сельские учителя и работники домов культуры. Они не пользуются «балачкой» до определенного момента, зато знают, каким словом местные что называют и что при этом имеют в виду.
В Южном Федеральном Университете каждый год уже более двадцати лет проводятся диалектологические экспедиции. В них участвуют студенты-филологи и преподаватели. В течение двух недель они собирают диалекты и образцы культуры населенных пунктов. Всего таких выездов в год делают от одного до четырех.
– Мы на протяжении многих лет ездим по нашей и Волгоградской областям, изучаем южнорусские диалекты и казачество, — рассказывает Наталья Архипенко. — Четыре года назад мы добавили места обитания донских малороссов — так мы называем поселенцев, поскольку целостной Украины на момент их переселения еще не было.
– Кстати, об Украине. Расскажите о формировании там литературного языка. На Украине этот вопрос до сих пор не решен?
– Вопрос литературного языка не решен и не будет решен, пока не пройдет какое-то время, пока не выработается унифицированная форма языка, на которой начнут что-то писать. Ведь что такое литературный язык? Это тот язык, на котором созданы произведения и написаны научные труды. «Мова» же исторически испытывала на себе влияния Польши и Белоруссии на западе и России на востоке. Писатели создавали труды на своем диалекте. Иван Франко писал на западном диалекте, а Леся Украинка — на восточном. Газеты по сей день выпускаются на разных диалектах. Между исследователями, изучающими разные диалекты, происходят стычки на почве того, какой главнее.
– А что можно сказать относительно нашего литературного языка? Слышала мнение о том, что у нас существовал большой разрыв между говором сельских жителей и горожан. Действительно ли в городах раньше говорили на литературном языке, а в сельской местности — на диалекте?
– Речь современного горожанина и так диалектна. В XVIII– XIX веках была еще более диалектна, потому что горожане в то время были выходцами из сельской местности. Они говорили на так называемом «региолекте» — языке, в котором диалектных черт меньше, но они все же сохранены.
– Разница между «селом» и «городом» все же была?
– Теоретически да, практически — неизвестно. У нас нет исследований городской речи прошлых веков. О «балачке» и южных говорах мы можем судить благодаря собранному материалу, о городском говоре такого материала нет. Нам не с чем сравнивать. На данный момент у нас нет даже полной классификации говоров донских малороссов. Есть описания диалекта разных населенных пунктов, но такого четкого сравнения, на основе которого можно было бы говорить об изменениях, произошедших за это время, нет. Работа над этим продолжается.
В жизни донских украинцев сохранился не только язык, но и обряды. Например, свадьбы и погребения.
– Ушли архаические представления, и современная свадьба перестала быть сакральной. Но семантика некоторых эпизодов сохранилась, хотя современная свадьба — более индивидуальный обряд. Архаическая славянская свадьба могла идти неделю. Это, прежде всего, было связано со сменой статуса человека. В народной культуре очень важен момент, когда статус человека уже не актуален, а другой еще не приобретен: ты очень беззащитен, и любые силы могут навредить. Плюс, нужно было соблюсти все обряды, иначе жизнь в новом статусе могла пойти неправильно, и человека ждали бы неприятности. Свадьба всегда обставлялась кучей оберегов. Обряды дробились и строго соблюдались. Современные ритуалы совсем другие. Современная свадьба — это процесс более простой и европейский. Однако и сейчас сохранилось многое из прошлого.
– А что касается процесса захоронения?
– Процесс такой же, как у славян, единственная разница — оформление могил. У донских малороссов мы сталкиваемся с могилой-садом — украшением надгробий искусственными цветами (ранее украшение живыми цветами) для того, чтобы покойник обрел новый красивый дом. Это типичные славянские представления. Также есть разница между набором могильных деревьев: украинцы сажают на кладбищах плодовые. У них также принято ходить на кладбище не в праздник Красной горки, а на Пасху. В этот день у них собирается вся семья. У донских малороссов-земледельцев хорошо сохранена также календарная обрядность, направленная на обеспечение хорошего урожая. Донские казаки это потеряли. На Нижнем Дону заниматься земледелием было невозможно из-за климатических условий, а на Верхнем был запрет: казаки должны были, прежде всего, охранять границы.
– А какие были у донских малороссов календарные обряды?
– Например, обряды вызывания дождя. Чтобы он пошел, водили специальные хороводы. Специально опахивали берега рек, чтобы был хороший урожай. Все традиции и обряды связаны в основном с земледелием, так как это была основная деятельность украинцев на Дону. Правда, к сожалению, большинство обрядов изживают себя.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ