Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

Жизнь без кино и Facebook`а

Денис Дубовер. Фото: Марина Меркулова
Сотрудники ДГТУ привезли в ростовскую деревню цифровой кинотеатр и выяснили, что местные жители выступают против «чернушных» фильмов, смотрят новости про Украину и не понимают протестующих на Болотной
Марина Меркулова
28 января, 2015 16:53
13 мин
В селе Рясное Ростовской области научно-исследовательская группа Медиапарка «Южный регион — ДГТУ» провела исследование медиапотребления местных жителей и протестировала проект сельского цифрового кинотеатра. «Русская планета» поговорила с Денисом Дубовером, куратором исследовательской группы, заместителем декана факультета Медиакоммуникаций и мультимедийных технологий ДГТУ о том, чем медийное поведение сельчанина отличается от городского человека, и какие нюансы нужно учитывать, чтобы проект воплотился в жизнь.
В середине декабря МИА «Россия сегодня» и другие СМИ торжественно сообщили, что в селе Рясное открылся первый в России цифровой сельский кинотеатр. На самом деле кинотеатр работал всего лишь неделю — во время проведения научной работы.
– Когда мы приехали туда проводить исследование, жители, конечно, были немного в шоке от такого количества техники, от того, что в клубе работает wi-fi, есть аппарат для приготовления поп-корна, в конце концов, от того, что поставлен нормальный туалет, — рассказывает Денис Дубовер. — При выборе села были учтены типичность, близость границы, равноудаленность от крупных городов Ростова и Таганрога, близость к райцентру, который не отвечает на все запросы жителей. Там нет ни кинотеатра, ни торговых центров. А сельчане — современные люди, они хотят и развлечений, и брендовые хорошие вещи, и новую технику.
Проект был заказан министерством связи и массовых коммуникаций РФ. В период эксперимента кино показывали бесплатно: по два фильма каждый день как для детей, так и для взрослых. Это были премьерные мейнстримовые фильмы и мультфильмы, половина из которых с технологией 3D.
– Если в селе нет кинотеатра, то где местные смотрят кино?
– Сельчане, как правило, скачивают фильмы с торрента или смотрят в социальных сетях. Либо едут в Таганрог или Ростов. Нужно учитывать, что для них просмотр фильма дома и в кинотеатре — это разные ощущения. Если для горожанина, который избалован различными развлечениями, выход в кино — это процесс получения художественного контента, то для сельчанина это все-таки еще и выход в свет, как для вас поход в театр. Для человека, который понимает театр и посещает его постоянно, важно содержание: игра актеров, задумка режиссера. А для того, кто редко ходит, важна форма: чтобы шляпа была в тон наряда, туфли залакированы, в буфете продавали коньяк. Так и для жителей села поход в кино — это социальная коммуникация, осознанный акт медиапотребления. Такая поездка включает в себя не только просмотр премьеры, но и поход в торговый центр, покупку различных товаров, решение бытовых вопросов.
– Какие фильмы жители Рясного хотят видеть в кинотеатре?
– Большинство населения выступает против «чернушных» фильмов с убийствами и насилием. А когда речь идет о зарубежном контенте, многие выступают за то, чтобы их запретить в прокате. При этом они демонстрируют очень хорошие знания зарубежных фильмов, просмотренных по телевизору. Возможно, это происходит из-за того, что процесс телесмотрения менее осознанный, чем кинопотребеления.
– То есть нужно показывать только доброе и светлое, например советские фильмы?
– Да, старшее поколение хочет советские фильмы. Молодежь, конечно, другого мнения. Они любят тему фэнтези, которая мало представлена в русском кино.
– Сколько жители Рясного готовы платить за билет в кино, если у них появиться кинотеатр?
– В районе 100 рублей. Конечно же, были ответы из серии «сколько надо, столько и заплатим», но в среднем — это 100 рублей. Для них это приемлемая цена.
– Это обеспеченное село?
– Достаточно. Дома стоят там все крепкие. Мы выясняли благосостояние сельчан через косвенные признаки: наличие техники, различных мультимедийных средств. Телевизионные тарелки есть практически у всех, у многих стоит два телевизора, есть музыкальные центры, DVD-проигрыватели, планшеты, мобильный интернет. А вот когда мы проводили подобное исследование в поселке Коксовый Белокалитвенского района, то увидели, что там уровень благосостояния гораздо ниже, хотя численность больше — 10 тысяч человек. Казалось бы, инфраструктура должна быть более развитой, но это депрессивный шахтерский поселок, потому что шахты там давно закрыты и работы в поселке практически нет. В Рясном еще сказывается близость к районному центру, поселку Матвеев-Курган и крупному для них городу Таганрогу.
– Что важно учитывать, создавая такой проект?
– В первую очередь, малокомплектность. Возьмем село Рясное с населением 1600 человек. Зал клуба рассчитан на 100 человек. Отбрасываем группу людей, которая вообще не пойдет в кино — это очень пожилые люди и совсем маленькие дети. Остается где-то тысяча человек, из которых только половина действительно пойдет на показ. Поэтому премьерные возможности сильно сужаются. Мы привыкли называть премьерой первые десять показов, так как фильмы в городе идут не меньше двух-трех недель. В селе же достаточно нескольких показов, чтобы активная группа людей могла посмотреть кино. Поэтому бизнесу, который занимается распространением фильмов, не выгодно заходить на эти территории. В противном случае мы уходим от правового поля, скачивая фильмы в интернете, нарушая авторские права. Для нашего эксперимента были достигнуты временные партнерские соглашения, благодаря которым мы получили доступ к лицензионному киноконтенту.
– То есть создание кинотеатра в селе возможно только за счет дотаций государства?
– Да, безусловно, нужна поддержка государства. Это либо программы субсидий, либо программы упрощения доступа к лицензионному контенту, уменьшение стоимости лицензии, упрощение поставки оборудования. Если бизнес возьмется за это самостоятельно, то здесь речь может идти, пожалуй, только о сетевом проекте сельских кинотеатров. Во-вторых, нужно учитывать и технические нюансы. Например, систему продажи билетов, которая является камнем преткновения в организации такого проекта. Почему проблема? В селе все свои, все родные, легко предположить такую фразу: «Ну, по-соседски пропусти кино посмотреть бесплатно». Чтобы такого не было, нужно грамотно продумывать систему обилечивания. Устанавливать видеофиксацию и в зале, и перед залом. Можно использовать электронные киоски. Для своего эксперимента мы взяли готовый киоск и под него написали программу, которая позволит покупать билеты с помощью специальной карточки. В Ростове, например, есть карта гражданина Ростовской области, в Москве — социальная карта москвича. Главное, что к такой карте привязана зарплата или пенсия, социальный статус и соответственно льготы, которые человек может получить автоматически при покупке билета в кино.
– Что дальше будет с проектом цифрового кинотеатра?
– Свою исследовательскую задачу мы выполнили. Это готовый проект с бизнес-планом и всеми рекомендациями. Он передан минкомсвязи. И мы готовы содействовать в его реализации.
Прежде чем запускать цифровой кинотеатр, научная группа выяснила медиапредпочтения сельчан.
– Начнем с того, что село Рясное не типичное по сравнению с другими, так как оно находится на границе с Украиной. Жители сегодня активно интересуются политикой. Они переживают за свою безопасность, так как рядом происходит военный конфликт. К тому же у людей там живут друзья и родственники. Они раньше на выходные ездили на Украину просто отдыхать. Теперь эта связь нарушена. Естественно, сельчане пытаются понять, что происходит, поэтому у них высокий интерес к новостям, при этом низкий — к виртуальной реальности: сериалы, реалити-шоу вроде «Дом-2» и так далее. Сельским жителям необходимо добавить и местный телевизионный контент, потому что районное и городское телевидение не может обеспечить их информацией о жизни родного села. Что, собственно, мы и сделали. Помимо фильмов показывали телевизионный журнал: люди, их истории, события. Резонанс был неожиданным. В один из последних дней техники не показали тележурнал, и местные жители возмутились: «Мы ради него пришли сюда!». На наше «вы же вчера их видели» они ответили: «Ничего страшного, мы еще раз посмотрим, потому что это наши дети, наши соседи, наша школа, наши учителя». Им это действительно интересно, так как это их жизнь! Запуская тележурнал, мы учитывали опыт десятилетней давности компании «Южный Регион», которая тогда делала проект «Теледеревня».
– Что это был за проект?
– Это был совместный медийный продукт «Южного региона», администрации области и компании «Астероид», у которой есть комплекс маломощных ретрансляторов в малонаселенных пунктах по всей Ростовской области. Более ста клубов они превратили в кинотеатры. Была идея помимо тележурналов показывать кино. Министерство культуры на какой-то период поддерживало программу, поступало много заявок от районов, сел, деревень, но потом все закрылось. Трудность реализации такого проекта еще и в том, что в нашем законодательстве есть пробелы, из-за которых с большой сложностью выделяются радиочастоты для маломощных ретрансляторов до 1 ватта. Поэтому часть нашей работы заключалась в том, чтобы разработать упрощенные процедуры назначения частот для этих ретрансляторов.
– Результаты исследования медиапотребления сельчан Рясного и жителей поселка Коксовый Белокалитвинского района совпали?
– В плане высокого интереса к местным новостям — да. К политическим — нет. Коксовчане в полной мере не самоидентифицируют себя со всей Россией. Им интересна жизнь своего поселка, соседних и районного центра. На то, что происходят в Москве, например, они смотрят как на события в каком-нибудь Чили или Алжире. Мы проводили тогда опрос об их отношении к протестам, которые проходили зимой 2013 года в столице. Жители не понимали, в чем проблема: жизнь есть, достаток есть, работать можно, учиться можно. Чего им [митингующим] не хватает?
Да, безусловно, они видят, что жизнь не идеальна, но у них нет ощущения, что они лично находятся в экономической или политической яме. Конечно, они говорят, что народу негде работать, но при этом все работают, берут кредиты, как-то живут. Но это исследование проводилось летом 2013 года, до войны на Украине. Возможно, трагические события в соседней стране изменили медиаповедение людей.
– Какие источники информации используют сельские жители?
– Если мы говорим о категории 45+, то их источниками информации являются федеральные телеканалы «Первый», «Россия 1». На наш вопрос о том, доверяют ли они этим источникам информации, типичный ответ такой: «Конечно же, если показывают по телевизору, значит можно доверять». У этой группы людей не развиты навыки критического осмысления. Трудоспособное социально активное население критично относится к медиаконтенту, они используют несколько источников, в том числе интернет-издания. Но основной медиаканал — это телевизор.
– Есть ощущение, что телевизор стал культом в российской семье?
– Да. Во время исследований одна из наших задач — зайти в дом и посмотреть, как позиционирован телевизор в интерьере. Часто он становится предметом культурной ценности, особенно если дорогой. Рядом с ним ставят иконы, картинки, фотографии. Для него берется кредит. Потом человеку становится неинтересны представленные каналы и он покупает спутниковую тарелку.
– Считается, что в городе медиа изменили уклад жизни: люди перестали общаться, ходить друг к другу в гости. В селе те же процессы?
– Да. Там уже нет такого — все двери нараспашку. Я помню диалог с местным батюшкой Димитрием в Коксовом. Он говорил: «Раньше деревня пела. Люди собирались все вместе. Когда массово появился телевизор, деревня замолчала. Все отработали и пошли по домам». Наши коллеги из Высшей школы экономики проводили исследование в калужской деревне, где их встречали хлебосольно. Но там телевизоры плохо показывают, тарелок мало, не развит интернет, возраст людей старше, молодежь разъезжается. Чем меньше медиа, тем люди более открыты.
– Телевизор заменил жизнь?
– Так об этом еще кот Матроскин пел: «О морях и не мечтаю, телевизор мне природу заменил».
– Жители села активно пользуются сетью?
– Мы проводили замеры интернет-пользования: практически каждый сельчанин пользуется им, за исключением очень пожилых людей. Активно сидят они в социальных сетях, но в отличие от городских жителей, общение выбирают с теми, кого знают. У нас с вами в друзьях могут быть и люди из других городов, и люди, которых мы в реальной жизни не знаем. И они вообще не пользуются международной социальной сетью «Facebook». Из 400 опрошенных в ней зарегистрировано четыре человека, но это не значит, что они там сидят.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ